Предыдущий пост | Следующий пост

О фразах

  • 3 Фев, 2008 at 8:54 PM
smartfish
Есть вещи, которые мне не нравятся. Я достаточно лояльно воспринимаю многое происходящее сейчас. Но иногда проскакивает что-то, от чего делается не приятно. Например, вчера по ТВ говорили про Сталинградскую битву и там прозвучала фраза про то, что "русская армия начала наступление". Сегодня вот увидел принт, где говорится, что "Фаина Раневская, русская актриса".

Наверное, я чего-то не понимаю. Я готов согласиться с тем, что, скажем, в восприятии американцев в Великой Отечественной воевала русская армия, а не Красная и не Советская, что Раневская - русская актриса. Но мне это как-то дико. В войне победили советские люди и Раневская была великой советской актрисой. А Русская армия, например, совершила Брусиловский прорыв во время Первой мировой и вела боевые действия в Чечне в девяностых. Во всяком случае, в истории, которую я знаю.

Tags:


bobrdobr
 del.icio.us  MoiKrug google technorati

 

Comments

[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 18:16 (UTC)
госзаказ..
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 19:53 (UTC)
скорее, общественная установка
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 19:59 (UTC)
вряд-ли в мас-медиа подобные нюансы случайны и неосознаны.
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 20:06 (UTC)
я думаю, это скорее продукт навязываемых стереотипов. хотя, в принципе, это тоже можно назвать госзаказом.
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 20:12 (UTC)
и на телевидении и в газетах есть редакторы. люди, которые выверяют каждое слово и каждую фразу. и если с экрана говорят "русская актриса Фаина Раневская" - значит так надо.
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 20:17 (UTC)
в посте ссылка есть - это не с экрана. я так понял, что частная инициатива.
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 20:19 (UTC)
а.. тогда sorry, недоглядел... виноват.
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 20:25 (UTC)
мне действительно очень неудобно, что не сходил по ссылке и воспринял всё несколько предвзято.

я просто всё еще под впечатлением от вот этого.. и еще парочки похожих материалов. :)
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 20:29 (UTC)
там речь идет об очень древней истории. если мы не можем запомнить, что было меньше века назад, то как гадать о том, что может быть было, а, может, и не было тысячелетия назад.
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 20:38 (UTC)
на самом деле там всё намного, намного хуже.. :) но мы отошли от темы.
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 20:13 (UTC)
впрочем, в ситуации с Раневской всё действительно весьма неоднозначно, с её-то "любовью" к советской власти (жена подсказывает). :)
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 20:21 (UTC)
никто ж не призывает записывать ее в герои социализма. просто она жила и работала в тот период.

кроме того, если просто сказать - Фаина Раневская, актриса. или великая актриса. все понятно (хотя, возможно, эта версия может противоречить брифу разработчиков).
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 20:23 (UTC)
согласен...
[info]vladvasyukhin wrote:
3 Фев, 2008 19:49 (UTC)
У меня - принято просить прощение за самоцитирование, но... - у меня есть стишок - ответ одному знакомому литератору, написавшему недавно, что он - "советский поэт". Я ответил тогда:

Ты – советский поэт? Это бред!..
Не бывает "советских" и "анти".
Мне не веришь – к Борису и Анне,
или к Белле. Получишь ответ.

Ты – советский поэт? Это вред
для поэзии, вольно свистящей…
Ты – советский? А я – настоящий!
Или просто – поэт.

Если конкретно о Раневской, то она, несмотря на все ордена - она их называла "похоронными принадлежностями" - была антисоветской артисткой. Так что, это всего лишь "слов, слова, слова..." Она русская по языку, поэтому, конечно, русская артистка, а не еврейская, в советское время она работала.
А в случае с армией... принято говорить: русские воевали с немцами. И русскими числили всех - и украинцев, и белорусов, и т.д.
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 19:57 (UTC)
по поводу русских, которые воевали - люди - да. почти для всех. но армия не называлась тогда Русской. а сейчас мне кажется, что называя Раневскую русской или Советскую армию Русской, идет присваивание, что-ли, разделение между странами бывшего Союза - мол, Россия наследница СССР, а вы все так, рядом когда-то стояли.
[info]vladvasyukhin wrote:
3 Фев, 2008 20:48 (UTC)
Ок. Эксперимент! А как бы Вы назвали современную артистку, чистокровную татарку по национальности, родившуюся, скажем, в Киеве и играющую на русском языке в Русском театре Риги и говорящую на русском в повседневной жизни? Какая она в этом случае артистка?
Бродский называл себя иудеем (по рождению), русским поэтом (на этом языке он писал) и американским эссеистом и профессором (эссе писал по-английски, преподавал в США).

Я думаю, не стоит так уж серьезно относиться к этим прилагательным - русская, советская...
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 21:14 (UTC)
Вот - я понял. Вы о культуре говорите - и я с Вами согласен в этом ключе. Я же говорю об истории и поколениях людей.

Разница примерно такая же, как скажем, утверждать, что Севастополь город славы украинских моряков - то есть, с точки зрения современной географии все верно, но есть нестыковка.
[info]vladvasyukhin wrote:
3 Фев, 2008 22:43 (UTC)
Вы странный аргумент привели.
[info]smartfish wrote:
4 Фев, 2008 06:47 (UTC)
чем именно странный?
[info]vladvasyukhin wrote:
3 Фев, 2008 20:55 (UTC)
и, кстати, Пушкин Александр Сергеевич, простите, в таком случае кто? ) Африканец? - как написал про него Маяковский, который, кстати. родился в Грузии :)
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 21:39 (UTC)
согласитесь, что родится на территории Грузии и быть грузином - все-таки разные вещи.
[info]vladvasyukhin wrote:
3 Фев, 2008 22:58 (UTC)
А родиться (я всё о Раневской) при царе в еврейской семье в Таганроге (Россия!) и быть "советской артисткой" - тоже "разные вещи".
Она жила в период СССР, но при этом была РУССКОЙ артисткой, как Верико Анджапаридзе, ее ровесница и тоже нароная артистка СССР, была великой ГРУЗИНСКОЙ, а не советской артисткой. По-моему, это настолько элементарные вещи... Как Вы назовете Олега Табакова, который большую часть жизни прожил при СССР и успешно трудится после его развала? Советским актером? :) А Пугачева, последняя народная артистка СССР - ей Горбачев указ подписал перед уходом в отставку - тоже в будущих энциклопедяих будет именоваться "советской", а не русской певицей?
Мне кажется, с этой идентификацией проблема только в современной России. Вон литовцы считают Донатаса Баниониса литовским актером и ничуть не парятся по поводу его "советскости".
[info]last_anti_hero wrote:
8 Фев, 2008 04:05 (UTC)
да разделение идёт даже не только (и не столько) между странами, сколько внутри страны - "русская - советская" - Россия постоянно отрицает себя прежнюю, словно и не было, сначала советскую, скоро начнёт (уже начинает) отрицать и ельцинскую..., постоянно старась что-то "забыть" и исправить в прошлом, когда нужно не метаться и строить будущее.
Поэтому я не знаю даже чего больше в таких трансформациях - желания отмежеваться от бывших братьев по СССР или от своей собсвтенной прошлой истории.
Взгляд изнутри, так сказать.
[info]smartfish wrote:
8 Фев, 2008 04:08 (UTC)
может быть и так
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 20:08 (UTC)
а товарища Сталина тоже принято числить русским?
[info]vladvasyukhin wrote:
3 Фев, 2008 20:35 (UTC)
На Западе Сталина называли "русским царем".
И сам он не сильно подчеркивал, что он - грузин.
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 20:48 (UTC)
это не ответ на мой вопрос. :)
[info]vladvasyukhin wrote:
3 Фев, 2008 20:53 (UTC)
Илья Глазунов, как бы к нему и его творчеству не относиться, говорит так: "Русский - это тот, кто любит Россию".
[info]guessss_who wrote:
3 Фев, 2008 21:00 (UTC)
и это тоже не ответ на мой вопрос. впрочем,я не буду настаивать... ответ и так очевиден.
[info]aromaroma wrote:
3 Фев, 2008 19:49 (UTC)
я вот сама боюсь такие ошибки делать... безграмотность? невнимательность?=\
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 19:59 (UTC)
знание истории? ;)
[info]ymioki wrote:
3 Фев, 2008 19:58 (UTC)
власть большинства просто
толпы
у нас индивидуальность - тяжкий грех
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 20:04 (UTC)
скорее, податливость навязываемым стереотипам.
[info]olkan wrote:
3 Фев, 2008 20:32 (UTC)
Тогда уж правильнее говорить "российская", а не русская, если быть совсем точным.
[info]smartfish wrote:
3 Фев, 2008 20:38 (UTC)
вероятно
[info]soulskeeper wrote:
3 Фев, 2008 22:30 (UTC)
я думаю здесь рассматривается принадлежность к культуре
а не к политическо-общественному строю
раневская одна такая, так же как шаляпин, пушкин.
именно по этому она русская

талант, как и понятие шире тех границ, которые мы ему навязываем
[info]soulskeeper wrote:
4 Фев, 2008 00:02 (UTC)
благодарю:)
[info]smartfish wrote:
4 Фев, 2008 06:25 (UTC)
тогда почему бы в принте не написать, например, "Фаина Раневская, великая актриса" - без рамок. или это нарушает творческий замысел?
[info]yellablue wrote:
4 Фев, 2008 06:38 (UTC)
а на каком канале? по идее шеф редакторы все подобные фразы секут.
[info]smartfish wrote:
4 Фев, 2008 06:41 (UTC)
Про русскую армию - не возьмусь утверждать, но, кажется, на "России" было (я щелкал каналы и могу чет перепутать).
Про Раневскую - см. ссылку в посте.